Можете вспомнить имена хотя бы двух-трёх геймдизайнеров? Если нет, то одно вы точно когда-нибудь слышали — Хидео Кодзима. Человек, который давно стал «рок-звездой» в индустрии разработки видеоигр.
Его талант распространился не только на создание культовых игр, но и на их продвижение. Читайте в нашем материале, как с помощью пиара Кодзима стал иконой геймдизайна, завоевал сердца миллионов фанатов и почему под каждой публикацией в его Instagram вы всегда увидите пару слов: «Кодзима — гений».
Кодзима гений... и крутой пиарщик
1/Directed by Hideo Kojima
Кодзима с детства был влюблён в кинематограф. Сам он говорит, что его тело на 70% состоит из кино. Видеоигры же стали для него новой формой искусства, с помощью которой можно нестандартно рассказывать истории.
Его игры переполнены заимствованиями из книг, культуры и кино. Только в серии Metal Gear вы найдёте десятки отсылок к фильмам о Джеймсе Бонде и боевикам 80-ых. Кодзима не стесняется брать лучшие решения из кино и адаптировать их под формат видеоигр. В результате получается самостоятельный авторский коктейль без привкуса вторичности.
В июне 2016 Кодзима приковал внимание всех геймеров к новой игре — вышел первый трейлер Death Stranding. Геймдизайнер выбрал старую стратегию кинематографа: привлёк к разработке актёров мирового уровня. Он собрал настолько звёздный состав, какого ещё не бывало в мире видеоигр. Не каждый голливудский блокбастер может позволить себе участие Нормана Ридуса и Мадса Миккельдсена. Одну из ключевых ролей так и вовсе сыграл друг Кодзимы — знаменитый режиссёр Гильермо дель Торо.
После анонса на выставке Е3 об игре заговорили далеко за пределами игровых изданий и Кодзима пополнил армию своих фанатов. Помимо именитых актёров, множество эпизодических ролей и камео в Death Stranding получили знаменитые друзья Кодзимы: телеведущий Конан О'Брайен, режиссёры Эдгар Райт, Джордан Вот-Робертс и ещё десятки знаменитостей.
2/Секс, пиксели и PlayStation
В славные времена, когда сексуальная объективизация никем не осуждалась, а представители SJW ходили под стол и под себя, Кодзима мог беспрепятственно создавать привлекательных женских персонажей в своих играх. Он прекрасно знал, кто его аудитория и что ей будет интересно — в конце 90-х и начале 2000-х покупателями игр были в основном молодые мужчины и юноши.
В 1998 году владельцы PlayStation надолго запомнили тренировки полуголой Мэрил, а Снайпер Вульф сражала игроков не только меткими выстрелами, но и глубоким декольте. В 2015 году Кодзима вовсе подошёл к черте откровенной эротики — Молчунья из Metal Gear Solid V носила лишь кожаный лифчик и рваные чулки. Этому было даже сюжетное обоснование — она могла пить и дышать только через кожу. Но мы же понимаем, зачем персонажу сделали такой дизайн. Позже она стала визитной карточкой этой игры во всех трейлерах.
Во время разработки Death Stranding Кодзима не изменил себе. На роли персонажей Фрэджайл и Мамы он позвал восходящих голливудских звёзд — Лею Сейду и Маргарет Куэлли. Первая всю игру проведёт в латексном костюме, а вторая будет носить обтягивающую майку.
Хоть Кодзима и гений, но стоит кое-что добавить: он не японец, который открыл «эротическую Америку» для игроков и насоздавал там сексуальных 3D-девушек. Японская массовая культура десятилетиями прославляет сексуальность. Вспомните образы невинных школьниц из аниме или обратите внимание на основы японской религии. Ой, что ходить вокруг да около — просто вбейте в поисковике: «хентай».
Сегодня индустрия развлечений стремится дать аудитории как можно больше подробностей ещё до релиза продукта. Иногда вы можете угадать финал фильма ещё по трейлеру. Даже финал «Игры Престолов» и «Звёздных войн» оказались предсказуемыми из-за масштабов промо, комментариев актёров, интервью и утечек. Хидео Кодзима сторонник иного подхода — он интригует аудиторию и не даёт ей никаких подробностей о играх.
Когда на выставке Е3 2016 вышел первый трейлер игры Death Stranding, зрители увидели максимально зрелищный анонс: голый Норман Ридус просыпается на пляже с чёрным песком, берёт на руки младенца, а перед ним раскинулся океан чёрной смолы и туши мёртвых китов на берегу. Ничего не понятно, но очень интересно.
Не прошло и дня, как интернет накрыла волна из тысяч статей и разборов от разных изданий с теориями и догадками о деталях Death Stranding. Журналисты и блогеры пытались найти в трейлере хоть какие-то зацепки о будущем сюжете игры или хотя бы её жанре — пиар-машина Кодзимы запустилась. Аналогичная ситуация произошла и в 2018 году после показа 8-ми минутного трейлера на Е3. Тогда снова появилось 200 тысяч теорий и ещё миллион был на подходе.
4/Фанбаза, гениальность и Книга рекордов Гиннесса
С первого дня работы в индустрии разработки видеоигр, Кодзима стремился прославлять своё имя. Пока другие разработчики скромно упоминали себя лишь в титрах, в играх Кодзимы вы почти всегда увидите в самом начале: «Directed by Hideo Kojima». В 2019 году это привело к тому, что он попал в Книгу рекордов Гиннесса как геймдиректор с наибольшим числом подписчиков в Twitter и Instagram.
Культ вокруг Кодзимы начал формироваться ещё в 90-е. Уже тогда в интернете появились десятки форумов, где фанаты разбирали нарратив и отсылки из игр геймдизайнера. Сейчас всё переехало на YouTube, где тысячи роликов посвящены тем же темам. Десятки лет фанаты безвозмездно работают пиарщиками геймдизайнера.
К поклонникам Кодзима относится уважительно. Он всегда сделает репост атмосферного фан-арта или достойного косплея по мотивам его работ. На мероприятиях никогда не откажется от совместного фото с фанатом. Это уважение взаимно, с выставки «ИгроМир» он уехал с чемоданами подарков не только от почитателей, но и от журналистов.
На людях знаменитый геймдизайнер старается оставаться скромным. Отвечая на вопрос на шоу Урганта о том, считает ли он себя гением, Кодзима ответил так: «Во-первых, я не думаю, что я гений, но раз так говорят, наверное, я когда-то им стану — я очень стараюсь быть им. Я действительно ощущаю давление от этого статуса, но без такого давления, как мне кажется, нельзя сделать что-то хорошее».
В последнее время Кодзима проповедует японский принцип «омоияри». В его основе лежит побуждение человека действовать лишь из благого чувства. Это умение предугадывать и удовлетворять потребности нуждающихся. Прекрасный пример — волонтёрство, где поддержка устанавливает между людьми связь.
Этот принцип сформировался в Японии в голодные времена, когда людям была нужна поддержка друг друга. «Омоияри» — это способность понимать, что чувствуют другие без вербального контакта, и помогая другим людям, ты устанавливаешь с ними глубокую уважительную связь, а затем испытываешь эмпатию.
Кодзима применяет это учение в своей игре Death Stranding. Он мотивировал игроков объединяться, помогать друг другу даже в ущерб своему удовольствию. Это сработало — игроки оставляли основную сюжетную линию и часами строили дороги, ставили лестницы, возводили мосты, чтобы помочь остальным справиться с препятствиями на пути.
Большинство из тех, кто прошёл игру до конца, оценили подход легендарного геймдизайнера и он вновь набрал в свою армию тех, кто в будущем без сарказма скажет: «Кодзима — гений».